Свято-Введенская православная церковь на Таймыре появилась в XVII веке, в первые годы освоения этих земель русскими первопроходцами, и стала центром распространения православия в этих местах.
Внедрение православного христианства среди народов Севера составляло одну из важнейших сторон политики самодержавия. Распространению христианства немало способствовали также русские переселенцы. Крестьяне, оседавшие в местах обитания коренных народов Севера и Сибири, служили проводниками русской народной культуры того времени.
Несомненно, что православная церковь сыграла огромную, если не главнейшую, роль в становлении Сибири как части российского государства, и уже в XVIII веке началась активная миссионерская деятельность, которая привела к окончательному распространению и закреплению православия в крае.
Точной даты построения дудинской церкви в Государственном архиве Красноярского края установить не удалось, хотя считается, что история Свято-Введенской православной церкви корнями уходит в XVII век.
Дудинская Введенская церковь перестала действовать в 1925 году. И только в 1991 году встал вопрос о возрождении православной общины, а затем и о строительстве храма.
В морозный день 31 марта 2001 года на церковной площади Храма Креста из красного кирпича в Дудинке состоялось освещение колоколов. Горожане снизу, затаив дыхание, молча следили, как десять колоколов один за другим устанавливались на звонницу Храма. С тех пор глубокие чистые звуки плывут над Дудинкой и набережной Енисея, как и 80 лет назад, когда церковь была деревянной, а колокола стояли отдельно.
Юбилейным торжествам Дудинского Свято-Введенского прихода посвящается выставка в Детской школе искусств им. Б.Н. Молчанова.
«Путь к свету» - так назвали ее организаторы. Экспозиция является учебным мероприятием для учащихся художественного отделения школы.
А посетить ее мы приглашаем всех желающих: и учащихся других отделений, и жителей нашего города.
Есть у огня свои законы.
Огонь войны — в людей вселяет страх.
Покоем дышит он в каминах и кострах.
Но есть огонь невидимый — иконы.
О, как блаженно жгут лучи твои,
Сжигай меня, икона, я не струшу,
Я знаю, ты сожжешь грехи мои,
Чтоб отогреть измученную душу.
В. И. Гафт
Спас Нерукотворный
В книгах Нового Завета нет описаний внешнего облика Иисуса Христа. Поэтому для многообразной иконографии Спасителя послужили предания и дошедшие до нас исторические свидетельства.
Вот одно из них:
Историк Евтропий (IVв) в своих сочинениях приводит донесение Публия Лентула, проконсула Иудом, римскому сенату, в котором тот писал: «Этот человек (Иисус Христос) высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на Него в одно и тоже время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором по среди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Речь его обдуманная. Верная и сдержанная».
Появление первых икон с образом Спаса Нерукотворного священное предание связывает с земной жизнью Иисуса Христа. Существует предания о появлении этого образа. В одном из них говорится об излечении царя Авгаря, который правил в небольшом государстве Озроэна, в Месопотамии, столицей которого был город Эдесса.
Он был болен – страдал от «чёрной проказы» - самой тяжёлой и неизлечимой формы этой болезни. Узнав от своих подданных о человеке, исцеляющем страждущих, он послал к нему своего живописца. Добрался тот до Иудеи, но трудно было подойти к Христу – он постоянно был окружён народом. Тогда посланник стал делать зарисовки издалека – ничего не получалось. Увидев старание художника, Спаситель подозвал его к себе. Узнав просьбу царя Авгаря, Иисус Христос омыл своё лицо водой и вытерся убрусом (четырёхугольным платом), на котором вода тотчас превратилась в краски и запечатлелся образ Спасителя. Этот образ, привезённый в Эдессу, исцелил больного.
Иверская икона Божией Матери
Ок. 1100г. Св. гора Аарон.
В IX в. На территории Иверского монастыря появляется икона Б.М. которую принято считать чудотворной. Она помогает защищаться от врагов и противников, а также к её помощи обращаются во всех начинаниях и стремлениях (Её дни – 26 октября, 25 февраля, 6 мая). Она сохраняет дом от внешнего влияния, вразумляет населяющих его. Принято считать, что её автором является апостол Лука, ставший первым иконописцем. А история её такова.
В городе Никея, некогда расположенного в Малой Азии, проживала овдовевшая женщина. Её отличал благочестивый характер и крепкая вера, которую она старалась привить сыну. Но император Феофил прилагал усилия, чтобы уничтожить всех христиан и их последователей. Однажды надсмотрщики ворвались в дом этой женщины, чтобы уничтожить святой образ, пронзив его копьём. По щеке Богородицы потекла кровь, а стражник пришёл в ужас и упал перед иконой на колени, прося прощения. Женщина же, восстановив икону, пустила её с молитвой по морю дабы уберечь святое изображение. Она приплыла к стенам Иверского монастыря – отсюда и название. Копии, снятые с иконы, обладают теми же чудесными свойствами.
Этот образ всегда помогал в защите русских земель от захватчиков, укреплению веры и исцелению. Не только телесных, но и духовных недугов.
Икона Казанской Божией Матери.
Тимофей Ростовец. 1649г. МЗРК (Ростовский кремль).
Казань, 1579 г. Плач и стон стоял над городом в тот июльский день. В несколько часов огонь обратил в пепел достояние многолетних трудов человеческих.
И вот тогда то, в утешение горемычных, явила Сой пречистый образ людям Пресвятая Богородица. Явила не начальнику города, не вельможе, не богатому и даже не мудрому, а десятилетней девочке Матроне.
Перед ней явилась икона, от которой раздался голос: «Иди и скажи архиепископу и воеводам вынуть мою икону из недр земли». Трижды ей являлся Образ, а она всё не решалась рассказать об этом. Но когда Матрона с матерью всё-таки рассказали всё воеводам, те не поверили дочери и матушке. Не поверил им и, архиепископ. И они решили сами искать чудесно явившуюся икону.
И вот 8 июля 1579г. на глубине около полутора метров, на пепелище был обретён образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы) с Предвечным младенцем на руках. Икона была завёрнута в ветхий суконный рукав, но сияла таким лучезарным светом, будто только что была написана.
Вскоре по милосердию Божиему от святой иконы начали совершаться чудеса.
На Казанской иконе Сын Божией представлен с благословляющей десницей. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного; в детском их выражении виден разум взрослого человека.
Пресвятая Богородица преклонила голову к Сыну Своему, а в лице её столько всеобъемлющей любви, что трудно представить, что-то выше этого изображения. В её светлых очах отражается задумчивость, но не суетна, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие.
В 1612 году в Москву вместе с казанским ополчением прибыл новый список с чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы, который находился в воинском стане князя. Д.М. Пожарский поставил икону Божией Матери во вновь построенный храм.
Третий чудотворный список находится в Санкт-Петербурге в казанском соборе.
Казанская икона Божией Матери – один из известнейших образов в России. Эта икона есть в большинстве православных храмов, ею благословляют на семейную жизнь молодых. А ещё Казанская не раз оказывалась в гуще самых грозных событий российской истории.
4 ноября празднуется день народного единства (4 ноября 1612г. - были изгнаны поляки с русской земли).
Это – праздник иконы Божией Матери Казанской!
Георгий Победоносец
Неисчислимы подвиги и чудеса, совершённые Святым Георгием Победоносцем. Но ни один из них не полюбился людям так, как победа его над страшным змием.
Чего только не было в этом сюжете – и поэтичность сказок, родственных античному мифу о Персее и Андромеде, и рыцарская галантность, и воинская доблесть, и безоговорочная победа добра над злом, столь близкая русскому народному художественному мышлению.
Существуют различные иконографические образы св. Георгия – поясное, в полный рост – они статичны.
А вот в иконе XIV в. «Чудо Георгия о змие», находящийся в Русском музее, мы видим бесстрашного воина в момент схватки с кровожадным чудовищем. Он помогает слабым и сметает всякую нечисть на своём пути. Эта икона полна яркой красоты, радости подвига, величия, действенного добра.
Не грозный воитель, а добрый герой русских народных сказок побеждает чудище – порождение адской бездны.
Николай Чудотворец
Велика популярность Николая Чудотворца в русском народе, который называет его по древней традиции ласково Николай.
Николай Мирликийский – епископ города Миры Ликийской области, жил в конце III-первой половине IV веков на юго-западе Малой Азии. Считалось, что иконы святого избавляют от несчастий.
Одно из древнейших изображений Николы- икона середины XIII в., хранящаяся в Русском музее.
Строгий лик святого, с прекрасными, изысканно очерченными глазами, сверкающими под тёмными дугами бровей, с высоким челом, оттенённым раздумьем, написан красочно и контрастно. Евангелие и омофор – неотъемлемые атрибуты епископства. В мягком и тонком лике бесконечная доброта того, кто почитает своим долгом дарить людям веру в чудо….
А в Дудинском храме поклоняются двойному образу наилюбимейших святых – Николаю Чудотворцу и Серафиму Саровскому. И создан он руками иконописца С. Невдаха. А на выставке есть репродукция картины Ильи Ефимовича Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Подлинник этой работы находится в Русском музее. Произведение создано по заказу женского монастыря Никольская Пустынь (что под Харьковом). В связи с 800-летием перенесение мощей Святого Николая из турецкого города Миры в итальянский город Бари.
Пришедшие на выставку увидят и подлинные иконы, написанные таймырскими иконописцами (Виктором Симоненко, Сергеем Невдахом, Виталием Курагиным), автолитографии петербургского художника-графика Олега Михайлова, постеры знаменитых полотен из Русского музея и Третьяковской галереи и многое другое.